г. Новосибирск
Ул. Виктора Уса 7-10
тел. 375-06-29

Взрослым о детских играх…

В каждом возрастном периоде есть одна какая-либо деятельность, занимающая ведущее значение, под влиянием которой идет интенсивное развитие ребенка. В дошкольном детстве существуют три ведущих вида деятельности:
1. Эмоциональное общение взрослого с ребенком (с момента рождения).
2. Предметная деятельность – деятельность, при которой предметы используются по прямому назначению.
3. Сюжетно-ролевая игра.


Под ведущей деятельностью следует понимать деятельность, которая способствует активному формированию психических процессов. С момента рождения ребенок воспринимает эмоциональный настрой матери и в результате эмоционального общения взрослого с ребенком идет активное психическое развитие, которое проявляется в комплексе оживления – реактивной позицией в ответ на обращение. Взрослый удовлетворяет потребности ребенка: кормит, купает, переворачивает, формирует положительные эмоции и др.
Ребенок улыбается, держит и поворачивает голову, издает звуки (гулит), пускает пузыри, двигает ножками, ручками, прогибает спинку, демонстрирует зрительно-слуховое сосредоточение. Данные реакции свидетельствуют о нормальном психическом развитии и проявляются приблизительно к трем месяцам. Далее эмоциональная деятельность переплетается с предметной деятельностью... В период младенчества ребенок учится выполнять простые манипулятивные действия с предметами (изучает свойства предметов, катает, бросает, стучит, сжимает, кусает и т.д.), скрытое назначение предмета ребенку открывает взрослый. Далее ведущим видом деятельности становится игра.
Итак, почему же дети играют? Английский философ Спенсер считал, что ребенок тратит энергию на игру и играет от избытка сил. Немецкий психолог Гросс утверждал, что животные тоже играют, и играми детей движет инстинкт. Ушинский раскрывал сущность игры с материалистической позиции, отражающей окружающую жизнь: «Ребенок счастлив не тогда, когда хохочет, а тогда когда он погружен в игру». Павлов и Сеченов дали научное обоснование потребности в игре, они утверждали, что в основе лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.
Игру считают восьмым чудом света и в ней заложены огромные возможности для развития. Именно в игре интегрируются все знания, которые ребенок получает. Игры в дошкольном возрасте разнообразны:
ИГРЫ
творческие: игры с правилами
а) сюжетно-ролевые;
б) драматизации;
в) строительные а) подвижные;
б) дидактические;
в) игры-забавы;
г) развивающие;
д) музыкальные

Игра является самоценной деятельностью для дошкольника, так как она позволяет ребенку себя реализовать и достичь состояния эмоционального комфорта. В игре развиваются все познавательные психические процессы, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания, а также происходит регуляция действий и чувств.
В данной статье подробно рассмотрим сюжетно-ролевую игру, т.к. она является формой жизни ребенка, и выделим основные этапы ее развития:
1. Изобразительная игра. Действия с предметами, которые ему показали. Основные сюжеты бытовые, действия однообразные, роли не обозначены. По форме - это игра рядом или одиночная, т.е. дети играют рядом друг с другом или по одному. Самостоятельная игра кратковременная. Стимул возникновения игры – это игрушка или предмет, ранее использовавшийся в игре. До появления этого этапа ребенок проходит так называемую стадию совместной деятельности ребенка и взрослого, т.к. для ребенка способ действия с предметами закрыт и в раннем возрасте он просто манипулирует с предметами, образец действия у взрослого (функция ложки сначала спрятана). Наша задача заключается в том, чтобы возникла предметная деятельность у ребенка, и он усвоил общественно выработанные способы действия с предметами, т.е. открыл для себя назначение предмета. Освоение предмета происходит, как правило, в три этапа: до 1-1,5 лет с предметом выполняются различные действия; 1,5-2,5 г. (плюс, минус 3 мес.) предмет используется по назначению; затем следует свободное употребление предметов – у ребенка развивается воображение. Он может использовать предметы-заменители, например, камнем мыть руки вместо мыла, но он понимает назначение предметов. Действия с предметами бывают орудийные (ложка по отношению к каше, расческа – к волосам), соотносящие – ребенок усваивает сложнее, методом проб и ошибок, по образцу, предложенному взрослым (например, собрать пирамидку), сравнение и подбор на глаз.
2. Усложненная изобразительная игра. Действия с предметами, обусловленные выбранной ролью (я мама, я доктор и т.д.). Возникает взаимодействие между участниками игры (детьми) на основе общей игрушки или направленности действий. Игра повторяется многократно. Дети чаще используют одни и те же игрушки, объединяются по 2-3 человека. Появляется сюжет, дети вступают в определенные игровые взаимоотношения.
3. Сюжетно-ролевая игра. Действия с предметами и действия, направленные на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Роль определяет характер действий. Игра чаще протекает как совместная, сюжеты разнообразны, продолжительность увеличивается.
4. Сюжетно-ролевая игра с элементами творчества. Отражение отношений и взаимодействий. Тематика разнообразная, игры носят коллективный характер, объединения устойчивы (симпатии, антипатии, интерес к конкретным играм). Игры развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. Четко выделяется подготовительный этап, количество детей-участников игры увеличивается до 5-6 человек.

В чем заключается роль взрослого на каждом этапе?
1) косвенное руководство (создание ситуаций, обогащение впечатлений о жизни, расширение и углубление представлений детей и их знаний);
2) прямое руководство (указания, замечание, участие в игре);
3) наблюдение.

Таким образом, взрослый – это тот, кто открывает горизонты развития, дает толчок, взрослый – это наставник, сотрудник и помощник.

Запись на пробное занятие