г. Новосибирск
Ул. Виктора Уса 7-10
тел. 375-06-29

Кризисы и возрастные особенности детей

Для всех критических периодов в жизни ребенка характерны следующие особенности:

1. Все кризисы необходимы, ребенок не переживший кризис, задерживается в развитии.
2. Все кризисы имеют трехступенчатое развитие, начало и конец размыты, кульминация четко видна.
3. У всех кризисов есть негативная разрушительная сторона, имеющиеся положительные качества притупляются или исчезают.
4. У кризисов есть положительная сторона, появляются новообразования в развитии.

В данной статье мы остановимся на рассмотрении кризиса новорожденности, кризиса 1 года, кризиса 3 лет и кризиса 7 лет.
Кризис новорожденности был вычислен, а не открыт, как особый период в развитии, характеризующийся неповторимой социальной ситуацией, связанной с полной биологической беспомощностью и зависимостью от взрослых, связанность ребенка и взрослого (МЫ). Признак кризиса – потеря в весе.
Основные новообразования:
1. Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка в процессе отделения от организма матери.
2. Появление комплекса оживления. Ребенок улыбается, держит и поворачивает голову, издает звуки (гулит), пускает пузыри, двигает ножками, ручками, прогибает спинку, демонстрирует зрительно-слуховое сосредоточение. Меняется отношение к взрослому (пассивно-рецепторный контакт сменяется активным). Данные реакции свидетельствуют о нормальном психическом развитии и проявляются приблизительно к трем месяцам.
Кризис одного года не относится к трудным, и многие взрослые могут его не заметить. Основные новообразования: автономная речь, прямохождение. Потребность в общении сочетается со специфической формой доречевого типа, идет противоречие – средств общения нет. Автономная речь формируется к одному году и служит переходной фазой между пассивной и активной речью (речь для себя). Разрушительные моменты проявляются в нарушении биоритмических процессов (сон, бодрствование), эмоциональных аномалиях (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис трех лет относится к числу острых, ребенок может быть неуправляемым, его поведение плохо поддается коррекции. Этот период бывает трудным и для ребенка и для взрослого, это кризис отношений. При неправильном подходе закрепляется негативное поведение ребенка, бунт, протест, упрямство, симптом обесценивания, проявляющийся в том, что он начинает дразнить и обзывать взрослых. В этот период дети становятся более самостоятельными и уже не нуждаются в повышенной опеке взрослого, у них активно формируется волевые процессы. Ребенок осознает себя как отдельного человека, хочет пользоваться такими же правами, как и взрослый, независимостью и самостоятельностью. Ребенок выделил себя как "Я" среди множества окружающих его людей, противопоставил себя им. Он хочет подчеркнуть свое отличие от них, часто в речи он использует: «Я сам!». Осознавать свое «Я» малыш начинает под влиянием возрастающей практической самостоятельности. Именно поэтому «Я» ребенка так тесно связано с понятием «Я сам». Меняется отношение ребенка к окружающему миру: теперь малышом движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Окружающая действительность становится сферой самореализации маленького исследователя. Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми. В знак протеста, отстаивая свое "я", малыш ведет себя "вопреки родителям", испытывая противоречия между "хочу" и "надо".
Главное открытие - открытие себя. Он независим, он все может. Притязания очень велики а возможности еще ограничены. Капризы направлены, как правило, на взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.
По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства - дошкольное детство.
Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка. В 3 года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им.
Неблагоприятным последствием кризисов является повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса - это и прогрессивный, качественно новый эволюционный скачок, и неблагоприятный для состояния здоровья ребенка функциональный дисбаланс.
Функциональный дисбаланс поддерживается также бурным ростом тела ребенка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшаются, дети более подвержены заболеваниям. В то время как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.

Памятка родителям

По тому, на кого направлен кризис ребенка 3-х лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3-х лет - это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного. Взрослому нужно уметь переключать внимание ребенка, отвлекать.
Например, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.
Теперь Вашему малышу очень нужно все делать самому и важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности. Кризис 3 лет – это бунт против родителей, которые ведут себя авторитарно, сопротивление нормам и опеке, которые устарели – ведь ребенок вырос. Это протест малыша, который хочет самостоятельности и требует возможностей для проявления своего «Я». Первый признак - появление в словарном запасе малыша слова «Я» - появляется после 2 лет. Сам кризис «правит балом» обычно с 2,5 до 3,5 лет. Детские психологи описывают семь основных проявлений кризиса 3 лет:
УПРЯМСТВО – первый признак, который пронизывает практически все поведение ребенка. Когда малыш упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, мама просит проснувшегося ребенка встать с постели. Малыш не соглашается, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «сказал не встану, значит, не встану!». Как правило, родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым, усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации. Не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.
НЕГАТИВИЗМ. Именно он вынуждает ребенка поступить вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Бывают просто абсурдные ситуации, когда на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Это холодное» - «Нет, горячее», «Иди домой» - «Не пойду» (хотя только что сам просился).
Не путайте негативизм и непослушание. При негативизме ребенок часто поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого. Негативизм часто избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, мамы, или папы. С остальными – он может быть послушным и покладистым. Взрослый может провоцировать негативизм всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!». Не давите на ребенка, не разговаривайте в приказном тоне и повелительном наклонении. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.
СТРОПТИВОСТЬ очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека, это протест против самого образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает).
Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал.
Я САМ (СВОЕВОЛИЕ) проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности – жизненно важная для трехлетних малышей.
Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам.
СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ - теряются старые привязанности ребенка к людям, правилам поведения, вещам. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыши позволяют себе грубо обзывать любимых бабушек и мам. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные названия. Существует множество развивающих занятий для ребенка. Запишите малыша в секцию, займитесь вместе с ним лепкой, рисованием или сборкой конструктора.
ПРОТЕСТ-БУНТ - пятая особенность кризиса 3 лет. Он проявляется в том, что поведение ребенка носит протестующий характер, как будто малыш находится в состоянии «войны», постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями. Будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда Вы уверены в своей правоте
ДЕСПОТИЗМ чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Малыш изо всех сил пытается проявить власть над окружающими и заставить родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться. Не поддавайтесь на манипуляции, но старайтесь уделять больше времени малышу. Пусть он чувствует, что Ваше внимание можно получить без истерик и капризов.

Кризис семи лет связан с тем, что ребенок выходит за пределы семьи и взаимодействует с миром социальных отношений, где учитель - носитель социальной роли. Противоречие: «Я хочу быть как взрослый, но я не могу им быть». Осваивает интеллектуально человеческие отношения. В этот период происходит соподчинение мотивов (преобладание обдуманных действий над импульсивными), возникает произвольность поведения, стремление управлять собой, потребность в уважении, возникают первичные этические инстанции, меняется социальный статус с дошкольника на школьника.
Психологи утверждают, что из всех возрастных кризисов (одного года, трех, семи и четырнадцати лет) кризис 7-летнего возраста наиболее спокойный.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

В этом возрасте родители относятся к ребенку дома как к маленькому, а в школе — как к ученику, предъявляя к нему высокие требования (приноси только хорошие отметки, ты уже взрослый, контролируй свое поведение на уроках и переменах). Появляется новый уровень самосознания — осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.
Формирующаяся личность 7-летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение.
В этом возрасте уже нельзя в сложных ситуациях переключать внимание малыша и навязывать ему своё мнение. Помните, что семилетнему ребенку необходимо идентифицировать себя с авторитетным взрослым. Для мальчика это — папа, дедушка, старший брат; для девочки — мама, бабушка, старшая сестра. Для многих детей — это ещё и первая учительница. В таких ситуациях родителям обижаться не следует. Если поощрять и поддерживать стремление малыша к новому, более «взрослому» положение в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться.
Памятка родителям для плавной адаптации ребенка к школе:
1. Постарайтесь организовать полноценный летний отдых ребенка, проконсультируйтесь у врачей о состоянии здоровья ребенка.
2. Измените режим для ребенка в соответствии со «школьным» графиком за месяц. Пусть утром он встает рано, а вечером не задерживается допоздна.
3. Познакомьте ребенка со школой и учительницей. Если ребенок будет знать, где в школе его класс, столовая, туалет, он будет чувствовать себя увереннее.
4. Помогите ребенку запомнить дорогу от школы домой.
5. В начальный период обучения не загружайте различными «развивалками»: кружками, репетиторами, музыкой. Пусть он привыкнет к чему-то одному — в данном случае к школе.
6. Возьмите на несколько недель отпуск. Ребенку просто необходима ваша поддержка: обстановка дома должна быть спокойной, а мама или папа при необходимости помогут.
7. Будьте оптимистичны, внимательны и отзывчивы.

Запись на пробное занятие